ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществляемую ОАО «Тюменьэнерго» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, являются:

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 30.12.2012 г. № 291-ФЗ)

Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 30.12.2012 г. № 291-ФЗ)

Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе:

– полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений;

– основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии;

– гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией;

– ответственность сетевых организаций перед потребителями за надежность и качество электрической энергии;

– ответственность за содержание и эксплуатацию энергетических объектов;

– согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 06.12.2011 г. № 401-ФЗ)

Закон устанавливает:

– дату окончания переходного периода реформирования

(1 июля 2008 г.);

– поэтапную либерализацию рынка до 2011 г.;

– контроль Российской Федерацией за деятельностью территориальных сетевых организаций, являющихся субъектами естественных монополий до 2011 г.;

– запрет с 1 апреля 2006 г. совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

 

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в ред. от 25.12.2012 г. № 270-ФЗ)

Закон:

– регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

– устанавливает минимальные требования к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности, составляемым всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями, регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами;

– устанавливает обязанность по осуществлению энергетических обследований для:

– органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;

– организаций с участием государства или муниципального образования;

– организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

– организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

 

– организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

– организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

– вводит в гражданский оборот энергосервисные контракты, по которым исполнители будут повышать энергоэффективность использования энергоресурсов заказчиком;

– вводит плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности, будут проводиться 2 раза и более в 3 года;

– предусматривает обязательный переход на долгосрочное регулирование тарифов в электроэнергетике:

– для ОАО «ФСК ЕЭС» — с 1 января 2010 г.;

– для сетевых компаний ОАО «Холдинг МРСК» — в течение 2010 г., но не позднее 1 января 2011 г.;

– для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении — с 1 января 2012 г.

 

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.12.2012 г. № 318-ФЗ)

Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

– монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 12.12.2011 г. № 427-ФЗ)

Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (в ред. от 30.01.2013 г. № 67)

Постановлением утверждены два документа:

– Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии;

– Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

 

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии устанавливают:

– правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии;

– правила деятельности гарантирующих поставщиков;

– порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков;

– особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электроэнергии на розничных рынках;

– основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.

 

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии устанавливают:

– основания и порядок полного и (или) частичного ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии.

 

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (в ред. от 20.12.2012 г. № 1354)

Постановлением Правительства утверждены четыре нормативных акта, из которых важнейшими для сетевых организаций являются:

– правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

– правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Правилами определен порядок заключения и исполнения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

 

Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (в ред. от 04.05.2012 г. № 442)

Стандарты устанавливают состав информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также порядок, способы и сроки ее раскрытия.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики) (в ред. от 22.03.2012 г. № 231)

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»

(в ред. от 30.12.2012 г. № 1482)

 

Постановление устанавливает порядок утверждения инвестиционных программ.

В зависимости от определенных критериев, инвестиционные программы субъектов электроэнергетики утверждаются:

– Минэнерго РФ;

– pегиональными органами власти.

Постановлением также установлен порядок контроля за реализацией инвестиционных программ.

Постановлением утверждаются два документа:

– Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;

– Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В первом документе определяются основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, во втором — основания и порядок установления (пересмотра, применения) таких тарифов.

В Основах ценообразования также перечисляются виды деятельности, по которым организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет.

 

Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке)» (в ред. от 26.12.2011 г. № 823-э)

Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

Приказ ФСТ РФ от 11.09.2012 г. № 209-э/1 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»

Методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение.

Кроме федеральных нормативно-правовых актов применяются решения регионального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов — Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО — Югры, ЯНАО:

  • об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Тюмень­энерго» и смежными сетевыми организациями;
  • об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования, формулы платы за технологическое присоединение к электрической сети ОАО «Тюмень­энерго».