2.1. Система внутреннего контроля и управления рисками

Система управления рисками является центральной частью стратегического управления Общества.

Система внутреннего контроля и управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» (далее СВКиУР) — элемент системы корпоративного управления Общества, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых Советом директоров и исполнительными органами Общества
для обеспечения эффективного осуществления внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества.

В целях развития СВКиУР в Обществе Советом директоров утверждены нормативные акты:
  • Политика внутреннего контроля;
  • Политика управления рисками;
  • Методические рекомендации по управлению рисками;
  • Кодекс корпоративной этики.

Ключевыми целями СВКиУР являются:
  • эффективная реализация стратегических целей Общества;
  • повышение качества системы корпоративного управления Общества;
  • повышение операционной и инвестиционной эффективности деятельности Общества.

Совершенствование СВКиУР осуществляется на всех уровнях управления Общества по следующим направлениям контроля:
  • предварительный контроль (система управления рисками) — включает выявление, оценку и управление рисками (угрозами и возможностями) в целях эффективной реализации стратегических целей, а также выявление и управление рисками экономической и энергетической безопасности;
  • текущий контроль — включает в себя регламентацию и стандартизацию бизнес-процессов с определением контрольных процедур и ответственности участников бизнес-процессов по уровням управления;
  • последующий контроль включает в себя ревизионный контроль достоверности отчетности, сохранности активов, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, уставу, локальным нормативным актам, внутренний аудит эффективности организации бизнес-процессов и СВКиУР, контроль соблюдения корпоративной этики, антикоррупционный контроль.

Модель СВКиУР ОАО «Тюменьэнерго»

Нормативными актами Общества принята «распределенная» модель СВКиУР, устанавливающая ответственность следующим образом:
  • Совет директоров Общества устанавливает направления развития СВКиУР, осуществляет надзор над эффективностью СВКиУР;
  • эффективность СВКиУР, а также реализация локальных актов СВКиУР относится к сфере ответственности генерального директора;
  • управление внутреннего аудита и управления рисками осуществляет аудит и непосредственную оценку эффективности СВКиУР, системы корпоративного управления, а также процедуры последующего контроля. Кроме того, им осуществляется организация и координация подготовки отчетности по рискам, обеспечивается предоставление информации о рисках и процедурах внутреннего контроля в Обществе заинтересованным сторонам;
  • исполнительные органы Общества несут ответственность за организацию эффективного выполнения процедур текущего и превентивного контроля, реализацию локальных нормативных актов СВКиУР;
  • должностные лица (владельцы бизнес-процессов) несут ответственность за установление и выполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками, а также за своевременную идентификацию и оценку рисков.

Основные факторы рисков

Деятельность Общества сопряжена с рисками, которые инвесторам следует принимать во внимание. Ниже описаны ключевые факторы рисков, которые в настоящий момент Общество считает наиболее значимыми.

Страновые и региональные риски

Страновые и региональные риски обусловлены в первую очередь макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности по привлечению заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и в конечном счете на акционерную стоимость Общества. Кроме того, кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются на объемах промышленного производства и потреб­ления электроэнергии, что приводит к сокращению выручки Общества.

Ключевым фактором макроэкономического риска является продолжающийся мировой кризис, влияющий на ключевые показатели сырьевых и финансовых рынков: цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, стоимость капитала, курсы
мировых валют, инфляцию.

Экономика Российской Федерации, как и других стран БРИКС, относится к числу развивающихся и чувствительна к мировым кризисным явлениям. Это обусловлено зависимостью экономики от цен на энергоносители, низкими объемами и волатильностью российского финансового рынка, переходным состоянием национальной банковской системы.

В целях минимизации последствий макроэкономического риска Общество реализует комплекс мер, направленных на оптимизацию доли заимствований в общей структуре капитала, привлечение долгосрочных займов по фиксированным процентным ставкам, повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов Общества.

Риски регуляторного характера
(отраслевые риски)

Основные виды деятельности Общества (реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям) являются регулируемыми со стороны государства.

Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности.

В целях минимизации указанных факторов риска Общество проводит сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществом, что приводит к снижению ликвидности Общества и его финансовой устойчивости. В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, по снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействие с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правилах функционирования розничного рынка, формирование судебной практики и создание положительных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденную Советом директоров Программу перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях.

В настоящее время на территории Тюменской области, ХМАО — Югры, ЯНАО осуществляется единое тарифное регулирование, при котором тарифы на передачу устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, дифференцированные по уровням напряжения. Существенным риском для ОАО «Тюменьэнерго» является разделение единого регулирующего органа на три независимых регулятора и установление различных тарифов на услуги по передаче электроэнергии в каждом из трех субъектов РФ на территории присутствия ОАО «Тюменьэнерго». С подобной инициативой выступило руководство Ханты-
Мансийского автономного округа — Югры. Принятие данного решения особенно негативно скажется на уровне тарифов для населения и предприятий среднего и малого бизнеса юга Тюменской области, а именно приведет к резкому росту тарифов для данных категорий потребителей. Возможное применение директивного сдерживания роста тарифов приведет к резкому ограничению расходов на содержание
ОАО «Тюменьэнерго» в тарифе (собственной необходимой валовой выручки) и поставит под угрозу финансирование в необходимом объеме инвестиционной и текущей деятельности Общества, а также его финансовую устойчивость. Кроме того, переход к тарифному регулированию раздельно по территориям может привести к опережающему росту средств в тарифе в пользу прочих территориальных сетевых организаций, что также приведет к уменьшению необходимой валовой выручки и операционной прибыли Общества. Подобное сдерживание роста собственной НВВ
ОАО «Тюменьэнерго» особенно опасно в условиях неконтролируемого ухода потребителей «последней мили» на прямые договоры на услуги по передаче с ОАО «ФСК ЕЭС», приводящего к значительным выпадающим доходам Общества.

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивает услуги Общества по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС», эти объекты переданы в аренду ОАО «Тюменьэнерго». В 2010—2013 годах из-за отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения. По нашим оценкам, расторжение договоров «последней мили» привело к снижению выручки Общества на 1,44 млрд рублей в 2012 году и может привести к появлению выпадающих доходов в 2013 году в размере 2,76 млрд рублей.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона
от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 года организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО, с начала 2011 года происходит с учетом заключения уполномо­ченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее согласно указанному Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляться при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации. В 2012 году Минэнерго России утвержден Приказ от 24 августа 2012 года № 403, на основании которого между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 год. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 год. В 2012 году Президентом и Правительством Российской Федерации подчеркнута важность решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Министерству энергетики Российской Федерации даны поручения по проработке механизма ликвидации перекрестного субсидирования. Общество планирует принимать активное участие в обсуждении данной проблематики на уровне федеральных органов власти.

В соответствии с решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 30.05.2012 г. № 109 (в ред. решения РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 15.10.2012 № 366) на 2012—2017 годы установлены долгосрочные параметры регулирования для ОАО «Тюменьэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций. Метод долгосрочной индексации подразумевает возможность корректировки тарифов в период тарифного регулирования. Это может привести к дефициту тарифных источников финансирования операционной и инвестиционной деятельности.

Одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по передаче электрической энергии и услуги по технологическому присоединению по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. С целью снижения данного риска Общество включает в инвестиционную программу объемы электросетевого строительства, необходимые для обеспечения перспективных нагрузок, с учетом планов перспективного развития промышленных потребителей с целью отказа последних от строительства собственных генерирующих мощностей, осуществляет мониторинг заявок (в том числе с учетом географии прироста) и формирует на их основании прогноз полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год. Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество ведет разъяснительную работу по процессу оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей (размещение информации на официальном сайте ОАО «Тюменьэнерго», разработка методики для информирования заявителей), а также проводит «круглые столы» с участием представителей предпринимательского сообщества и представителей органов власти, направленные на привлечение клиентов в компанию и разъяснение порядка технологического присоединения.

Финансовый риск

В рамках планируемой финансово-экономической модели Общество сталкивается с факторами, которые могут привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной и операционной деятельности.

Наиболее значимые факторы финансового риска связаны с несовершенством механизма функционирования розничного рынка электроэнергии и раскрыты в разделе «Риски регуляторного характера (отраслевые риски)». Тем не менее существует ряд факторов риска, также потенциально влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Инфляционные риски

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может быть связано с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличением процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объектов инвестиционной программы. Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Центрального банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты Общества.

Валютные риски

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, не является экспортером, его контрагентами являются резиденты Российской Федерации. Цены на услуги по передаче электроэнергии и присоединению потребителей к электрическим сетям, а также активы и обязательства компании выражены в рублях. Общество производит расчеты, платежи и заимствования только в валюте Российской Федерации. Тем не менее, поскольку номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены
на закупаемую продукцию.

Процентные риски

Поскольку для реализации своей основной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» привлекает заемные средства, существуют риски изменения процентных ставок по кредитам. Незначительное увеличение ставки рефинансирования ЦБ РФ до 8,25 % годовых с 14 сентября 2012 года отразилось на средневзвешенной процентной ставке по кредитам, однако Общество считает данное увеличение несущественным.

Динамика изменения ставки рефинансирования Центробанка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставки по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества. В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля
и минимизацию затрат по обслуживанию долга.

Риски ликвидности

Деятельность Общества подвержена влиянию факторов рисков, которые могут привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества. Наиболее значимыми факторами являются перекрестное субсидирование групп потребителей между собой и низкая платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии.

Объем перекрестного субсидирования в целом по всем ДЗО «Холдинг МРСК» в 2012 году составил не менее 200 млрд рублей, что стало следствием реализуемой политики региональных властей, направленной на сдерживание тарифов для отдельных групп потребителей (население, сельскохозяйственные и бюджетные потребители и др.). Наиболее значимой составляющей перекрестного субсидирования является механизм заключения договоров «последней мили» (указанный фактор раскрыт в разделе «Риски регуляторного характера (отраслевые риски)»). Снижение выручки Общества за 2011—2012 гг. в связи с переходом крупных промышленных потребителей на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» составило не менее 2,5 млрд рублей, и в 2013 году ожидается их дальнейший рост.

В результате реализации указанных факторов риска Общество может оказаться не в состоянии выполнить финансовые и другие ограничительные условия (ковенанты), указанные в кредитных договорах, в частности соотношение между общей задолженностью и EBITDA, соотношение между заемными и собственными средствами, коэффициент текущей ликвидности, стоимость чистых активов. В целях минимизации данного фактора риска Общество осуществляет мониторинг структуры капитала и определяет оптимальные параметры заимствований, а также принимает меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования и оптимизации структуры оборотного капитала.

Операционный риск

Географические и климатические особенности
региона, расположенного в северной части Западной Сибири, несут в себе опасность наступления аварийных ситуаций на энергоустановках вследствие негативных природных явлений (ураганы, ливневые и ледяные дожди, паводки и наводнения, снеговые завалы, экстремально низкие температуры воздуха и т. п.), что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей Общества.

Операционно-технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны в первую очередь с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонта в необходимом объеме. Кроме того, факторами эксплуатационно-технологических рисков являются аварийные ситуации природного и техногенного характера; снижение эффективности системы управления активами ОАО «Тюменьэнерго» (смещение приоритетов в обеспечении надежности эксплуатации сетей, неправильное ранжирование объектов, подлежащих ремонту), факторы, связанные с эксплуатацией оборудования, в том числе с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, превышением технологических параметров режима работы электросетевого оборудования допустимых значений, с ошибками оперативного персонала, с нарушением диспетчерского графика и нарушением оперативной дисциплины. В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы риска влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы Общества на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь. В качестве мер, способствующих снижению вероятности возникновения операционно-технологических рисков, Общество осуществляет мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений, включающие проектирование энергетических объектов с учетом особенностей регионального климата и географии, расчистку и расширение трасс ВЛ-0,4—220 кВ, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, расширение парка резервных источников питания электроэнергией, авто- и спецтехники для проведения аварийно-восстановительных работ, комплексную программу модернизации (реновации) электросетевых активов, модернизацию коммутационного оборудования, модернизацию и создание автоматизированных систем технологического управления и систем телемеханизации, совершенствование систем информационного обмена, анализа технологических нарушений, прогнозирования их последствий, в том числе внедрение автоматизированной системы управления распределенными ресурсами при проведении аварийно-восстановительных работ, совершенствование системы управления аварийным запасом, увеличение количества мобильных аварийно-восстановительных бригад и качества их укомплектованности, программы снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства, обучение, контроль и аттестацию персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование, программу страхования; программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, в Обществе осуществляется внедрение системы управления производственными активами на основе индекса фактического состояния оборудования.

Инвестиционный (проектный) риск

Общество активно инвестирует обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценения капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР.

Растущие объемы инвестиционных программ развития Общества требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, что является фактором инвестиционного риска. Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционной программы, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками своих обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 года № 159 «О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций» предусмотрено исключение из инвестиционной программы Общества объектов, не включенных в документы территориального планирования (ДТП), существует риск роста объема незавершенного строительства в связи с исключением объектов, начатых строительством из инвестиционной программы и не включенных в ДТП.

Для снижения инвестиционного риска Общество планирует инвестиционные программы с учетом следу­ющих ключевых критериев эффективности: повышение доступности сетевой инфраструктуры, снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей. При планировании инвестиционной программы также обязательным условием включения инвестиционных проектов является увязка с планами территориального и регионального развития. Кроме того, Обществом осуществляется мониторинг реализации инвестиционной программы, ее финансирования, анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых. В Обществе внедряется проектное управление инвестиционной деятельностью, одной из областей знаний которого является управление рисками реализации инвестиционных проектов. Обществом осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества реализации проектов, повышение результативности инвестиций в существующую сеть, снижение удельной стоимости строительства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей, разработку и внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов, формирование системы управления инновационной деятельностью, автоматизацию системы управления инвестициями.

Комплаенс-риск

Частые изменения законодательства Российской Федерации в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры (комплаенс-риск).

Деятельность Общества регулируется и контролируется различными органами, такими как ФАС, ФСТ, ФСФР, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и другие. Кроме того, являясь ДЗО компании с государственным участием, Общество исполняет ряд поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В этой связи факторы комплаенс-риска имеют особую важность.

ОАО «Тюменьэнерго», являясь субъектом естественной монополии, подвержено рискам признания нарушений антимонопольного законодательства в части, касающейся предоставления услуг технологического присоединения, раскрытия информации об оказываемых услугах, закупочной деятельности. Для снижения данного риска отслеживается оперативность обработки заявок и обращений потребителей, четко регламентируется и отслеживается своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСФР России регулирует и контролирует деятельность Общества в части, касающейся выполнения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе в сфере раскрытия информации и противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации.

Задачами Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с законодательством являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета и определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Изменения в налоговом законодательстве в части увеличения ставок или изменения порядка исчисления налогов могут привести к снижению показателей рентабельности и увеличению налоговой нагрузки Общества.

Общество владеет, арендует либо имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования большинство земельных участков, на которых находятся распределительные объекты. Законодательством установлен срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды по линейным объектам до 1 января 2015 года. В целях минимизации указанного фактора в Обществе реализуется Программа по оформлению прав собственности на объекты недвижимого имущества, оформлению/переоформлению прав пользования на земельные участки на период 2011—2014 годы с учетом выполнения работ по подготовке сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

В целях минимизации указанных факторов риска в Обществе реализуются мероприятия по совершенствованию комплаенс-контроля. В 2012 году Советом директоров Общества утверждены локальные до­кументы, направленные на повышение эффективности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества и противодействие коррупции. Ведется мониторинг изменений в действующем законодательстве, затрагивающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Риск акционерной стоимости
(корпоративный риск)

На рост акционерной стоимости Общества влияют
многие факторы внутренней и внешней среды. ОАО «Тюменьэнерго» включено в реестр естественных монополий, которые подлежат регулированию со стороны государства в соответствии с российским законодательством. В этой связи федеральные и региональные органы тарифного регулирования устанавливают и регулируют тарифы на услуги,
оказываемые Обществом.

В целях сдерживания роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей государство имеет возможность ограничить параметры роста тарифов и соответственно показатели рентабельности услуг Общества. В целях минимизации данного фактора риска Общество реализует программу управления издержками, обеспечивает сбалансированное планирование деятельности в соответствии с утвержденными тарифно-балансовыми решениями, осуществляет контроль исполнения утвержденных бизнес-планов, участвует в проработке совместно с местными органами власти программ развития территорий с согласованием объемов и источников финансирования инвестиционных программ.

Существенным фактором риска, кроме того, является конкуренция за тарифную выручку со стороны региональных ТСО. В целях минимизации указанного фактора риска Обществом запланированы меры по уменьшению существующих тарифных диспропорций, приводящих к непропорциональному росту выручки региональных ТСО.

Существенным фактором риска является и признание Общества нарушившим антимонопольное законодательство. В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологического присоединения электроустановок потребителей к электрическим сетям Общества. Обращение потребителей в территориальные управления ФАС и последующее возбуждение антимонопольным органом дел о нарушении Обществом законодательства в области технологического присоединения могут быть вызваны нарушением прав потребителей. В частности, к этому может привести отказ в технологическом присоединении, несоблюдение законодательно установленных сроков присоединения к электрическим сетям и ряд других факторов. Дополнительным негативным фактором является тот факт, что действующее законодательство предоставляет ФАС России право расширительно толковать понятие границ товарного рынка. Так, обоснованная жалоба заявителя может повлечь начисление
оборотного штрафа, рассчитываемого исходя
из общей выручки, получаемой на всей территории присутствия Общества, не ограничиваясь территорией конкретного филиала.

Для снижения влияния указанных факторов Общество совершенствует бизнес-процессы технологического присоединения потребителей, упрощая свои внут­ренние процедуры, внедряя новые формы обслуживания потребителей, например, связанные с интер­активными способами обслуживания.