2.2. Правовое регулирование

ОАО «Тюменьэнерго» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии и действует в условиях государственного регулирования.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществляемую ОАО «Тюменьэнерго» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, приведены в приложении №1 к настоящему годовому отчету.

Кроме федеральных нормативно-правовых актов применяются решения регионального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов — Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО, ЯНАО:
  • об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Тюменьэнерго» и смежными сетевыми организациями;
  • об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставки за единицу максимальной мощности (руб/кВт) на период регулирования, формулы платы за технологическое присоединение к электрической сети ОАО «Тюмень­энерго».

ОАО «Тюменьэнерго» ведет постоянный мониторинг изменений законодательства и не усматривает в кратко­­срочной перспективе возможности возникновения в своей финансово-хозяйственной деятельности каких-либо существенных рисков, связанных с изменением налогового и гражданского законодательства.

Вместе с тем изменения в отраслевом законодательстве, введенные в последние три года, в том числе регулирующие деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и других объектов заявителей, а также деятельность по подготовке, утверждению и отчетности об исполнении инвестиционных программ создают риски возникновения споров с потребителями, федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также санкций со стороны контролирующих органов.

Кроме того, отрицательная судебная практика по искам сбытовых организаций и крупных потребителей электроэнергии к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о понуждении к заключению договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и искам сбытовых организаций к ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» о взыскании неосновательного обогащения, основанная на выводах о наличии юридического значения для рассмотрения спора о неосновательном обогащении действительности/заключенности договоров аренды «последней мили», невозможности оказания услуги с использованием части объекта ЕНЭС (ячейки, выключателя, разъединителя); и неправомерности передачи в аренду части объекта ЕНЭС, технологически связанной с объектом ЕНЭС, влекут для ОАО «Тюмень­энерго» риски для его нормальной деятельности и функционирования, а именно:
  • риски, связанные с предъявлением ОАО «Тюменьэнерго» требований о взыскании неосновательного обогащения в размере суммы, уплаченной сбытовыми организациями в 2010—2012 годах за услуги, оказанные по точкам поставки от «последней мили»;
  • риски, связанные с предъявлением сбытовыми организациями в интересах крупных потребителей, чьи энергопринимающие устройства присоединены к объектам «последней мили» ОАО «Тюменьэнерго», требований к ОАО «ФСК ЕЭС» о понуждении к заключению договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, что приведет к невозможности исполнения в полном объеме инвестиционной программы Общества, невыполнению задачи по сдерживанию роста тарифа в Тюменской области, включая автономные округа, на электрическую энергию посредством механизма перекрестного субсидирования и, как следствие, к дополнительному росту тарифа на передачу электрической энергии в размере 17 % и на электроэнергию для предприятий мелкого и среднего бизнеса региона ориентировочно на 6,4 % дополнительно к прочим факторам.