В системе жизни

Годовой отчет
ОАО «Тюменьэнерго»
за 2013 год

6.4. Система внутреннего контроля и управления рисками

Модель системы внутреннего контроля и управления рисками

Система внутреннего контроля и управления рисками (далее — СВК и УР) Общества — элемент системы корпоративного управления Общества, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых и используемых Советом директоров, Ревизионной комиссией, руководством и всеми работниками Общества, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения целей по следующим направлениям:

  • эффективность и результативность организации деятельности;
  • соблюдение требований законодательства, применимых к деятельности Общества, а также требований локальных нормативных актов Общества;
  • предотвращение неправомерных действий работников Общества и третьих лиц в отношении активов Общества;
  • достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.

В целях развития СВК и УР в Обществе Советом директоров утверждены нормативные акты:

  • Политика внутреннего контроля;
  • Политика управления рисками.

Совершенствование СВК и УР осуществляется на всех уровнях управления Общества по следующим направлени­ям контроля:

  • Превентивный (предупредительный) контроль, в рамках которого осуществляется:
    • построение и оптимизация процессов (направ­лений деятельности) с выстраиванием минимально необходимых контрольных про­цедур, разрабо­танных с учетом затрат на их реализацию и эффек­та от их внедрения;
    • мероприятия по управлению рисками — в Обществе осуществляется мониторинг, идентификация и оценка рисков, разработка и выполнение мероприятий по управлению рисками.
  • Текущий контроль, в рамках которого осуществляются:
    • выполнение контрольных процедур владельцами процессов (руководителями подразделений) и работниками Общества в рамках выполнения своих основных функциональных обязанностей;
    • контроль достижения количественных и каче­ственных показателей деятельности Общества и отдельных направлений деятельности (мониторинг эффективности текущих процессов). По результатам мониторинга осуществляются корректирующие действия.
  • Последующий контроль, в рамках которого проводится внутренний аудит, внешний аудит, ревизионные проверки, а также самооценка, осуществляемая руководителями структурных подразделений и руководством Общества.

Полномочия и ответственность основных участников системы внутреннего контроля:

  • Совет директоров Общества обеспечивает создание, контроль функционирования и определение общей стратегии развития СВК и УР в Обществе.
  • Ревизионная комиссия Общества осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества; обеспечивает наблюдение за соответствием совершаемых Обществом финансово-хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и Уставу Общества; осуществляет независимую оценку информации о финансовом состоянии Общества; подтверждает достоверность данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Общества.
  • Комитет по аудиту при Совете директоров Общества в рамках системы внутреннего контроля обеспечивает процесс отбора аудитора (аудиторов); обеспечивает оценку достоверности финансовой отчетности Общества (включая заключение внешнего аудитора); оценивает эффективность системы внутреннего контроля, подготавливает предложения по ее совершенствованию.
  • Генеральный директор Общества обеспечивает создание и повседневное функционирование эффективной СВК и УР в Обществе; а также выносит на рассмотрение Совета директоров предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля.
  • Управление внутреннего аудита и управления рисками осуществляет аудит и непосредственную оценку эффективности СВК и УР, системы корпоративного управления, а также процедуры последующего контроля. Кроме того, им осуществляется организация и координация подготовки отчетности по рискам, обеспечивается предоставление информации о рисках и процедурах внутреннего контроля в Обществе заинтересованным сторонам.
  • Исполнительные органы Общества несут ответственность за организацию эффективного выполнения процедур текущего и превентивного контроля, реализацию локальных нормативных актов СВК и УР.
  • Должностные лица (владельцы бизнес-процессов) несут ответственность за установление и выполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками, а также за своевременную идентификацию и оценку рисков.

Модель СВК и УР ОАО «Тюменьэнерго»

15323.png

Основные факторы рисков

Отраслевые риски

Основные виды деятельности Общества — реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям — являются регулируемыми со стороны государства. ОАО «Тюменьэнерго» не осуществляет деятельность на внешнем рынке, весь объем услуг приходится на внутренний рынок.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии и услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям подлежат государственному регулированию и утверждаются в региональных органах исполнительной власти. Государственная политика тарифного регулирования в настоящее время направлена на сдерживание темпов роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности. Кроме того, возможно директивное снижение тарифов на регулируемые государством услуги в течение периода регулирования, что также негативным образом отразится на величине собственной необходимой валовой выручки Общества, приведет к снижению источников финансирования текущей деятельности и ухудшению финансово-экономического состояния.

В соответствии с решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 30.05.2012 № 109 (в ред. решений от 15.10.2012 № 366, от 26.02.2013 № 3, от 25.06.2013 № 73) установлены долгосрочные параметры регулирования для ОАО «Тюменьэнерго» на 2012—2017 гг. методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при котором предусматривается возможность ежегодной корректировки тарифов в период тарифного регулирования.

В целях минимизации указанных факторов рисков менеджмент ОАО «Тюменьэнерго» на постоянной основе проводит работу с органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов по обеспечению максимально допустимого в рамках соблюдения сценарных условий развития Российской Федерации роста единых (котловых) тарифов, а также величины необходимой валовой выручки Общества в тарифе, в том числе с учетом включения выпадающих доходов от регулируемых видов деятельности. А также проводит сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществом, что приводит к снижению ликвидности компании и финансовой устойчивости. В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, по снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействие с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формирование судебной практики и создание положительных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденную Советом директоров программу перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях.

Одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по передаче электрической энергии и услуги по технологическому присоединению по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. С целью снижения данного риска Общество включает в инвестиционную программу объемы электросетевого строительства, необходимые для обеспечения перспективных нагрузок, с учетом планов перспективного развития промышленных потребителей, с целью отказа последних от строительства собственных генерирующих мощностей; осуществляет мониторинг заявок (в том числе с учетом географии прироста) и формирует на их основании прогноз полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год. Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей (размещение информации на официальном сайте ОАО «Тюменьэнерго», разработка методики для информирования заявителей), а также проводит круглые столы с участием представителей предпринимательского сообщества и представителей органов власти, направленные на привлечение клиентов в компанию и разъяснение порядка технологического присоединения.

Негативное влияние на темпы развития электро­сетевого комплекса могут оказать риски закупочной деятельности, связанные с повышением цен на оборудование, материалы и услуги подрядных организаций, используемые Обществом в своей деятельности.

Основными действиями, предпринимаемыми ОАО «Тюмень­энерго» по управлению данным риском, являются поддержание конкурентной среды в сфере закупок работ и услуг, устранение перекрестных закупок.

Инвестиционный (проектный) риск

ОАО «Тюменьэнерго» активно осуществляет инвестиции, направленные на обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценивания капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР.

Растущие объемы инвестиционных программ развития Общества требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, что является фактором инвестиционного риска. Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуата­цию объектов инвестиционной программы, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками
своих обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2013 № 159 «О внесении изменения в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций» преду­смотрено исключение из инвестиционной программы Общества объектов, не включенных в документы территориального планирования (ДТП). Существует риск роста объема незавершенного строительства в связи с исключением объектов, начатых строительством из инвестиционной программы и не включенных в ДТП.

Для снижения инвестиционного риска ОАО «Тюменьэнерго» планирует инвестиционные программы с учетом следующих ключевых критериев эффективности: повышение доступности сетевой инфраструктуры, снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей. При планировании инвестиционной программы также обязательным условием включения инвестиционных проектов является увязка с планами территориального и регионального развития. Кроме того, Обществом осуществляется мониторинг реализации инвестиционной программы, ее финансирования, анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых. В Обществе внедряется проектное управление инвестиционной деятельностью, одной из областей знаний которого является управление рисками реализации инвестиционных проектов. Обществом осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества реализации проектов, повышение результативности инвестиций в существующую сеть, снижение удельной стоимости строительства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей, разработку и внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов, формирование системы управления инновационной деятельностью, автоматизацию системы управления инвестициями.

Страновые риски

Страновые и региональные риски обусловлены в первую очередь макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности по привлечению заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и в конечном счете на акционерную стоимость Общества. Кроме того, кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются на объемах промышленного производства и потребления электроэнергии, что приводит к сокращению выручки Общества.

Ключевым фактором макроэкономического риска
является продолжающийся мировой кризис, влияющий на ключевые показатели сырьевых и финансовых рынков: цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, стоимость капитала, курсы мировых валют, инфляцию.

Региональные риски

По мнению Общества, регион, в котором ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность, является политически стабильным, а политические риски оцениваются как минимальные. Важнейшим фактором экономического роста современной России является ориентированность на добычу углеводородов, экспорт которых формирует значительную часть бюджета страны. Поэтому наибольшее социально-экономическое развитие и социальную стабильность имеют те регионы, которые являются основными поставщиками углеводородного сырья, в том числе и Тюменская область, где ведет свою хозяйственную деятельность ОАО «Тюменьэнерго».

Географические и климатические особенности региона, расположенного в северной части Западной Сибири, несут в себе опасность наступления аварийных ситуаций на энергоустановках вследствие негативных природных явлений (ураганный ветер, сильный снегопад, гололед, экстремально низкие температуры воздуха и др.). Для минимизации данных рисков Общество проектирует энергетические объекты с учетом особенностей регионального климата и гео­графии, а также осуществляет реализацию программы страховой защиты объектов электрораспределительного комплекса от стихийных бедствий. Также ведется политика управления запасами сырья, материалов, топлива, необходимых для осуществления основной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» на случай возникновения дефицита сырья или возникновения риска нарушения транспортного сообщения.

Вероятность риска уменьшения электропотребления крупными потребителями в связи с вводом последними собственных объектов малой генерации (ГТЭС ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР») снизилась в связи с уменьшением размера тарифа ВН1 и ухода от ПМ до 2017 г. в соответствии со ст. 9 № 308-ФЗ от 06.11.2013 г.

В целом в среднесрочной перспективе ОАО «Тюменьэнерго» считает маловероятной возможность значительного отрицательного влияния страновых и региональных рисков на свою деятельность и исполнение им своих обязательств.

Финансовые риски

Риски изменения процентных ставок оказывают влияние на финансово-хозяйственную деятельность Общества, поскольку в рамках реализации своей основной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет привлечение заемных средств.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ в 2013 году оставалась неизменной (8,25 % годовых), стоимость кредитных ресурсов остается на низком уровне.

Средневзвешенная ставка по кредитам и займам Общества снизилась с 7,92 % на начало года и составила 7,77 % годовых на конец 2013 года.

Одним из факторов, минимизирующих риск изменения процентных ставок, является то, что банками-партнерами ОАО «Тюменьэнерго» в области кредитования выступают наиболее крупные банки России — ОАО «Сбербанк России» и «Газпромбанк» (ОАО), ОАО «Банк ВТБ».

Риск увеличения процентных ставок по кредитному портфелю ОАО «Тюменьэнерго» в ближайшем будущем оценивается как средний и зависящий только от роста ставки рефинансирования, т. к. по всем действующим кредитным договорам с банками изменение процента ставок осуществляется пропорционально изменению ставки рефинансирования.

Управление риском изменения процентных ставок для ОАО «Тюменьэнерго» состоит в постоянном мониторинге рынка заемного капитала и использовании экономически обоснованных источников заемных средств с точки зрения процентной ставки и сроков, а также работа по поддержанию процентных ставок по действующим кредитным договорам на приемлемом для ОАО «Тюменьэнерго» уровне.

В числе предполагаемых действий ОАО «Тюмень­энерго» на случай отрицательного влияния изменения процентных ставок на его деятельность могут быть выделены:

  • оптимизация кредитного портфеля с учетом рыночных условий;
  • мониторинг рынка кредитных ресурсов с целью выявления более выгодных условий кредитования;
  • увеличение доли инструментов с фиксированной ставкой на уровне, приемлемом для ОАО «Тюменьэнерго»;
  • возможное расширение круга банков-партнеров;
  • диверсификация кредитного портфеля.

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, не является экспортером, его контрагентами являются резиденты Российской Федерации, цены на услуги по передаче электроэнергии и присоединению потребителей к электрическим сетям, а также активы и обязательства компании выражены в рублях. Общество производит расчеты, платежи и заимствования только в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию.

В условиях инфляции Общество может столкнуться с обесцениванием реальной стоимости ожидаемых доходов. Инфляционные риски обусловлены прежде всего тем, что возможности Общества по транслированию увеличения затрат в случае превышения темпов инфляции запланированному значению на цену услуг по передаче электроэнергии ограничены установленным регулятором на год уровнем тарифа. При этом отрицательное влияние инфляции на финансово-
экономическую деятельность Общества может выражаться в обесценении дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа, а также увеличении себестоимости услуг.

В 2013 году индекс потребительских цен составил 106,5 %. Данный уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение ОАО «Тюменьэнерго». В соответствии с официальными прогнозными значениями инфляции, она не должна оказать существенного влияния на платежеспособность ОАО «Тюменьэнерго» в будущем. Однако стоит отметить, что полностью гарантировать отсутствие влияния инфляционных рисков на финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Тюмень­энерго» невозможно.

Инфляция может оказать негативное влияние на ОАО «Тюменьэнерго» в той же степени, что и на других участников рынка. В связи с тем что Правительством РФ определена политика по сдерживанию роста тарифов в электроэнергетике на уровне, не превышающем инфляцию (6—7 %), то критичным уровнем инфляции будет значительное превышение указанного уровня (12—14 %). Таким образом, вероятность возникновения инфляционного риска низкая. В настоящее время рост инфляции является прогнозируемым и учитывается при планировании финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Тюменьэнерго».

На финансовую устойчивость ОАО «Тюменьэнерго» влияет не только величина инфляции, но и платежеспособность потребителей. Однако за все время существования ОАО «Тюменьэнерго» платежеспособность потребителей нефтегазового комплекса (это основная часть потребителей) не снижалась до критической для ведения производственно-хозяйственной
деятельности величины.

В целом отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность ОАО «Тюмень­энерго» может быть выражено следующими рисками:

  • риск потерь в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задерж­ке платежа;
  • риск увеличения процентов к уплате по заемным средствам;
  • риск увеличения себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за индексации тарифов на покупную электроэнергию, заработной платы и т. п.

В качестве мероприятий, направленных на снижение влияния указанных факторов, ОАО «Тюменьэнерго» оценивает инфляционные риски при представлении экономически обоснованных затрат в рамках утверждения регулятором тарифно-балансового решения, а также проводит оптимизацию затрат посредством разработки и реализации программы управления издержками. В случае неблагоприятного изменения общих показателей инфляции предприятие планирует оптимизировать управление дебиторской задолженностью и затратами, а также уделить особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов.

Правовые риски

Частые изменения законодательства Российской Федерации в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры (комплаенс-риск).

Деятельность Общества регулируется и контролируется различными органами, такими как ФАС, ФСТ, Центральный Банк РФ, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и другими. Кроме того, являясь ДЗО компании с государственным участием, Общество исполняет ряд поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В этой связи факторы
комплаенс-риска имеют особую важность.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы).

Обществом своевременно и в полном объеме исполняются все лицензионные требования, каких-либо затруднений при продлении действия имеющихся лицензий либо получения новых лицензий Обществом не прогнозируется. Деятельность ОАО «Тюмень­энерго» по передаче электрической энергии предполагает использование водных ресурсов на технические нужды. В настоящее время деятельность регулируется условиями лицензионных соглашений в области недропользования, оформленных в соответствии с законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». ОАО «Тюменьэнерго» соблюдает требования условий лицензионных соглашений, предпринимает все необходимые действия для получения, поддержания в силе действия лицензий и минимизации вероятности приостановки и отзыва лицензий.

Отсутствие возможности продления данных лицензионных соглашений не окажет существенного влияния на результаты деятельности Общества, поэтому ОАО «Тюменьэнерго» оценивает данный риск
как минимальный.

Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Общества, которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует Общество.

Сформировавшаяся в настоящее время судебная практика по вопросам, относящимся к основным видам деятельности — деятельности по технологическому присоединению, передаче электрической энергии, не может негативно сказаться на результатах деятельности ОАО «Тюменьэнерго».

Вместе с тем анализ изменений нормативных актов в области технологического присоединения, произошедших за последние два года, указывает на тенденцию, при сохранении которой в будущем не исключены риски возникновения споров с заявителями, организацией по управлению сетями ЕНЭС и контролирующими органами и формирования негативной для деятельности сетевых организаций судебной практики по спорам об условиях заключения договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА, и исполнения обязательств по договорам технологического присоединения, а также делам об оспаривании решений и постановлений о нарушении антимонопольного законодательства.

Риски, связанные с деятельностью ОАО «Тюменьэнерго»

Риски, связанные с возможным участием ОАО «Тюмень­энерго» в судебных процессах, минимизированы за счет осуществления ОАО «Тюменьэнерго» деятельности по досудебному урегулированию споров, являющейся одним из эффективных способов защиты нарушенных прав ОАО «Тюменьэнерго».

Вместе с тем ОАО «Тюменьэнерго» участвует в ряде судебных процессов, результаты которых существенным образом не отразятся на его деятельности. Предметом большинства предъявленных исков является неоплата услуг по передаче электроэнергии и бездоговорное потребление электроэнергии.

Риски, связанные с эксплуатационной деятельностью

Операционно-технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны в первую очередь с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонтов в необходимом объеме. Кроме того, факторами эксплуатационно-технологических рисков являются:

  • аварийные ситуации природного и техногенного характера;
  • снижение эффективности системы управления актива­ми ОАО «Тюменьэнерго» (смещение приоритетов в обеспечении надежности эксплуатации сетей, неправильное ранжирование объектов, подлежащих ремонту);
  • факторы, связанные с эксплуатацией оборудования, в том числе с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, превышением технологических параметров режима работы электро­сетевого оборудования допустимых значений, с ошибками оперативного персонала, с нарушением диспетчерского графика и нарушением оперативной дисциплины.

В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы рисков влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы Общества на покупку электро­энергии в целях компенсации потерь.

В качестве мер, способствующих снижению вероятности возникновения операционно-технологических рисков, Общество осуществляет мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений, включающие:

  • проектирование энергетических объектов с учетом особенностей регионального климата и географии;
  • расчистку и расширение трасс ВЛ 0,4—220 кВ;
  • реконструкцию объектов электросетевого хозяйства;
  • расширение парка резервных источников питания электроэнергией (РИСЭ), авто- и спецтехники для проведения аварийно-восстановительных работ;
  • комплексную программу модернизации (реновации) электросетевых активов;
  • модернизацию коммутационного оборудования;
  • модернизацию и создание автоматизированных систем технологического управления и систем телемеханизации;
  • совершенствование систем информационного обмена, анализа технологических нарушений, прогнозирование их последствий, включая внедрение автоматизированной системы управления распределенными ресурсами при проведении аварийно-восстановительных работ (АСУР АВР);
  • совершенствование системы управления аварийным запасом;
  • увеличение количества мобильных аварийно-восстановит­ельных бригад и качества их укомплектованности;
  • программы снижения рисков травматизма на объек­тах электросетевого хозяйства;
  • обучение, контроль и аттестацию персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование;
  • программу страхования;
  • программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, в Обществе осуществляется внедрение системы управления производственными активами на основе индекса фактического состояния оборудования.