Тюменьэнерго

Содержание

Размер шрифта:

2.1. Система внутреннего контроля и управления рисками

Система управления рисками является центральной частью стратегического управления Общества.

Основные документы, регулирующие систему внутреннего контроля и управления рисками

Функционирование системы внутреннего контроля и управления рисками (далее — СВКиУР) в ОАО «Тюменьэнерго» осуществляется на основе локальных нормативных документов, направленных на совершенствование внутреннего контроля и управления рисками: Политики по управлению рисками и Политики внутреннего контроля (утверждены решением Совета директоров от 30 июля 2010 года), а также Методических рекомендаций по управлению рисками.

Участники системы внутреннего контроля и управления рисками и разграничение ответственности

В соответствии с локальными актами по совершенствованию СВКиУР, в процессах управления рисками и внутреннего контроля задействованы руководители и специалисты всех уровней управления ОАО «Тюменьэнерго», как исполнительного аппарата, так и филиалов Общества. Совет директоров Общества устанавливает директивы для развития, утверждает локальные акты, на которых базируется СВКиУР. Эффективность СВКиУР, а также реализация локальных актов СВКиУР относятся к сфере ответственности генерального директора. Ответственность за установление и выполнение риск-ориентированных контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками, а также за своевременную идентификацию и оценку рисков несут руководители профильных подразделений. Мониторинг и оценку эффективности СВКиУР осуществляет Управление внутреннего аудита и управления рисками.

Кроме того, отдел управления рисками и организации внутреннего контроля в составе Управления внутреннего аудита и управления рисками осуществляет организацию и координацию процессов СВКиУР, а также обеспечивает движение информации о рисках и процедурах внутреннего контроля в Обществе между заинтересованными сторонами.

Совершенствование системы внутреннего контроля и управления рисками

В соответствии с локальными нормативными документами в рамках СВКиУР осуществляется три вида контроля: превентивный (предупредительный), текущий и ревизионный.

В части совершенствования превентивного конт-роля ежеквартально проводится работа по актуализации реестра рисков с уточнением оценки рисков, статуса мероприятий по управлению рисками, ключевых факторов рисков Общества.

Развитие текущего контроля осуществляется в Обществе в рамках совершенствования контрольной среды бизнес-процессов через стандартизацию бизнес-процессов, утверждение на Совете директоров типовых положений о контрольной среде и рисках бизнес-процессов, определение контрольных точек, рисков, внутренних и внешних факторов риска, контрольных процедур. В 2011 году рассмотрены и утверждены Советом директоров (протокол № 09/11 от 22.07.2011 г.) положения о контрольной среде и рисках бизнес-процессов:

  1. «Коммерческий учет и реализация услуг по передаче электроэнергии»;
  2. «Реализация услуг по технологическому присоединению»;
  3. «Управление закупками»;
  4. «Эксплуатационная деятельность».

Управлением внутреннего аудита и управления рисками организована работа по внедрению данных положений в Обществе.

Ключевые риски и действия по их минимизации

В связи с тем, что на деятельность ОАО «Тюменьэнерго» оказывает влияние большое количество факторов, основными задачами интегрированной системы управления рисками и внутреннего контроля являются идентификация, оценка и управление рисками финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение информацией о рисках при принятии управленческих решений, формирование программ реагирования на рисковые ситуации.

Стратегические риски и риски внешней среды

Социально-политическая ситуация в Российской Федерации в последнее десятилетие, несмотря на кризисные явления в экономике, характеризуется как стабильная.

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность на территории трех субъектов Российской Федерации (Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), которые относятся к наиболее развитым регионам страны. Большое количество нефтегазодобывающих предприятий и развитие топливно-энергетического комплекса региона стимулирует стабильный рост потребления электроэнергии на территории деятельности ОАО «Тюменьэнерго». Несмотря на мировой экономический кризис, спрос и цены на углеводороды не снижаются, что является фактором стабильности энергопотребления. Тем не менее, ухудшение экономической  ситуации в целом на территории России может повлечь за собой сокращение числа действующих в регионе предприятий промышленности и сельского хозяйства всех форм собственности, рост безработицы, снижение платежеспособного спроса населения. Такое развитие событий привело бы к приостановке реализации инвестиционной программы Компании, ухудшению финансового состояния и замедлению темпов роста доходной базы.

В случае реализации данных сценариев Общество будет принимать ряд мер по антикризисному управлению с целью максимального снижения негативного воздействия на финансово-хозяйственную деятельность Общества.

Географические и климатические особенности региона, расположенного в северной части Западной Сибири, несут в себе опасность наступления аварийных ситуаций на энергоустановках вследствие негативных природных явлений (ураганный ветер, сильный снегопад, гололед, экстремально низкие температуры воздуха и др.). Для минимизации данных рисков Общество проектирует энергетические объекты с учетом особенностей регионального климата и географии, а также осуществляет реализацию программы страховой защиты объектов электрораспределительного комплекса от стихийных бедствий.

Для уменьшения рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами: политической нестабильностью, забастовками, стихийными бедствиями, введением чрезвычайного положения, ОАО «Тюменьэнерго» ведет свою договорную деятельность с учетом таких событий. Договоры ОАО «Тюменьэнерго» содержат статьи «Форс-мажор», снижающие финансовые потери Общества при наступлении описанных событий.

В целом, в среднесрочной перспективе ОАО «Тюменьэнерго» считает маловероятной возможность значительного отрицательного влияния страновых и региональных рисков на свою деятельность и исполнение им своих обязательств.

Риски регуляторного характера

Основной доход Общество получает от оказания услуг по передаче электрической энергии, которые относятся к сектору услуг, подверженных государственному регулированию и утверждению в региональных органах исполнительной власти. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.01.2010 г. № 30-р, с 01.01.2011 г. осуществлен переход на регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые ОАО «Тюменьэнерго», в форме установления долгосрочных параметров регулирования его деятельности с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Указанный метод регулирования подразумевает обеспечение возврата инвестиций и дохода на инвестиции, достаточного для обслуживания обязательств и получения прибыли, а также стимулирует ОАО «Тюменьэнерго» к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в Компании, чего не было при использовании прежнего метода «затраты плюс». Однако изменение метода регулирования несет в себе ряд рисков, связанных с непризнанием региональными органами в полном объеме компонентов, составляющих тариф на услуги по передаче электроэнергии. Это может быть связано с ограничением роста предельных уровней тарифов на электроэнергию, установленных на федеральном уровне, а также снижением тарифов в течение периода тарифного регулирования. Данный риск может повлечь за собой невозможность полной компенсации экономически обоснованных расходов ОАО «Тюменьэнерго» и ограничить объемы инвестирования собственных средств в развитие электросетевого комплекса.

С целью минимизации данного риска Общество осуществляет взаимодействие с региональными органами регулирования с целью установления экономически обоснованных тарифов, компенсирующих все затраты Компании и обеспечивающих реализацию инвестиционной программы в необходимом объеме, а также осуществляет взвешенную политику по формированию затрат.

К регуляторным рискам можно также отнести снижение спроса на электрическую энергию и мощность, а также спроса на услуги по технологическому присоединению по сравнению с прогнозируемым спросом, учитываемым при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. С целью снижения данного риска Общество включает в инвестиционную программу объемы электросетевого строительства, необходимые для обеспечения перспективных нагрузок, с учетом планов перспективного развития промышленных потребителей, с целью отказа последних от строительства собственных генерирующих мощностей; осуществляет мониторинг заявок (в том числе с учетом географии прироста) и формирует на их основании прогноз полезного отпуска электроэнергии, а также спрос на услуги по технологическому присоединению на следующий год. Кроме того, ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет работу в направлении повышения доверия потребителей путем доступного разъяснения всего процесса оказания услуг технологического присоединения (размещение информации на официальном сайте ОАО «Тюменьэнерго», разработка методики для информирования заявителей), а также проводит «круглые столы» с участием руководителя Департамента технологического присоединения и представителей предпринимательского сообщества, направленные на привлечение клиентов в Компанию и разъяснение порядка техприсоединения.

В последние годы электроэнергетика претерпевает значительные изменения. Реформирование отрасли, начавшееся в 2000-х годах, несет в себе ряд факторов неопределенности, в условиях которых функционирует распределительный сетевой комплекс Российской Федерации.

Основным фактором риска является недостаточная проработка механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущая за собой риски, связанные с разногласиями между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии, ростом дебиторской задолженности и низкой платежной дисциплиной потребителей. С целью минимизации данных рисков ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, по снижению дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, а также нарабатывает судебную практику и создает положительные прецеденты в случаях, когда потребитель неправомерно оспаривает принадлежность ему точек поставки.

Существенным фактором риска является также наличие механизма перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей: населения, малых и средних предприятий. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных напрямую к ЕНЭС, оплачивают услуги ОАО «Тюменьэнерго» по передаче электроэнергии по установленным единым котловым тарифам на услуги по передаче электроэнергии в связи с передачей объектов электросетевого хозяйства, входящего в ЕНЭС, в аренду ОАО «Тюменьэнерго» (договоры «последней мили»). В 2011 году ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», ООО «Русэнергоресурс», поставляющее электроэнергию ОАО «Сибнефтепровод», перешло на прямые договорные отношения с ОАО «ФСК ЕЭС» на основании судебных решений.

В настоящий момент договоры «последней мили» подлежат одобрению со стороны федеральных и региональных органов власти на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям». В октябре 2011 года между ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «ФСК ЕЭС» были заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2012 год. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых ДЗО в аренду по договорам «последней мили», учтена региональным регулирующим органом в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии ОАО «Тюменьэнерго» на 2012 год.

Общество, являясь субъектом естественной монополии, подвержено рискам признания нарушений антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и при предоставлении услуг технологического присоединения. Для снижения данного риска Обществом отслеживается своевременная обработка заявок и обращений потребителей. Кроме того, ОАО «Тюменьэнерго» четко регламентирует и отслеживает своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством РФ.

Финансовые риски

Валютные риски

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, не является экспортером, его контрагентами являются резиденты Российской Федерации, цены на услуги по передаче электроэнергии и присоединению потребителей к электрическим сетям, а также активы и обязательства Компании выражены в рублях. Общество производит расчеты, платежи и заимствования только в национальной валюте. Тем не менее, в ОАО «Тюменьэнерго» существует практика закупок оборудования и товаров иностранного производства, что влечет за собой вероятность трансляции изменения курса иностранной валюты на стоимость товаров, номинированную в рублях.

Кроме того, девальвация рубля может привести к усилению инфляционного давления. Таким образом, риски изменения курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю напрямую связаны с инфляционными рисками.

В случае возникновения негативного влияния изменения валютного курса Общество планирует провести анализ рисков и принять соответствующее решение в каждом конкретном случае.

Риск изменения процентных ставок

Поскольку для реализации своей основной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет привлечение заемных средств, существуют риски изменения процентных ставок по кредитам. В целом в 2011 году ситуация на российском рынке заемного капитала оставалась благоприятной и позволила сохранить стоимость кредитных ресурсов на низком уровне.

Одним из факторов, минимизирующих риск изменения процентных ставок, является то, что банками-партнерами Общества в области кредитования выступают наиболее крупные банки России — ОАО «Сбербанк РФ» и «Газпромбанк» (ОАО). Риск увеличения процентных ставок по кредитному портфелю ОАО «Тюменьэнерго» в ближайшем будущем оценивается как средний.

Управление риском изменения процентных ставок состоит в постоянном мониторинге рынка заемного капитала и использовании экономически обоснованных источников заемных средств с точки зрения процентной ставки и сроков, а также работе по поддержанию процентных ставок по действующим кредитным договорам на приемлемом для Компании уровне.

В числе предполагаемых действий Общества на случай отрицательного влияния изменения процентных ставок на его деятельность могут быть выделены:

  • оптимизация кредитного портфеля с учетом рыночных условий;
  • мониторинг рынка кредитных ресурсов с целью выявления более выгодных условий кредитования;
  • увеличение доли инструментов с фиксированной ставкой на уровне, приемлемом для Общества;
  • возможное расширение круга банков-партнеров.

При выпуске облигационного займа Компания подвержена риску изменения процентных ставок по процентным обязательствам (выплате купонного дохода).

Находящийся в обращении облигационный заем ОАО «Тюменьэнерго» 02 серии (дата размещения 05.04.2007 г., дата погашения 29.03.2012 г.) имеет фиксированную ставку купонного дохода — 8,7 % годовых. В отличие от плавающих процентных ставок, привязанных, как правило, к определенным экономическим индикаторам, фиксированные процентные ставки позволяют нивелировать процентный риск и влияние изменений экономических показателей на значение купонных ставок. Кроме того, фиксированные процентные ставки защищают рассчитываемую величину предстоящих обязательств по обслуживанию облигационных займов от влияния политических, экономических и других факторов.

Инфляционный риск

В условиях инфляции Общество может столк-нуться с обесцениванием реальной стоимости ожидаемых доходов. Инфляционные риски обусловлены прежде всего тем, что возможности Общества по транслированию увеличения затрат на цену услуг по передаче электроэнергии в случае превышения плановых темпов инфляции ограничены установленным регулятором на год уровнем тарифа. При этом отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может выражаться в обесценении дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа, а также увеличении себестоимости услуг.

Рост потребительских цен в России в 2011 году по окончательным данным составил 6,1 %, что, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), является самым низким показателем за новейшую историю страны — с 1991 года (2010 год — 8,8 %). Данный уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. Однако стоит отметить, что полностью гарантировать отсутствие влияния инфляционных рисков на финансово-хозяйственную деятельность Общества невозможно.

В целом отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность ОАО «Тюменьэнерго» может быть выражено следующими рисками:

  • риск потерь, связанных с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;
  • риск увеличения процентов к уплате по заемным средствам;
  • риск увеличения себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за индексации тарифов на покупную электроэнергию, заработной платы и т.п.

В качестве мероприятий, направленных на снижение влияния инфляционного риска, ОАО «Тюменьэнерго» оценивает инфляционные риски при представлении экономически обоснованных затрат в рамках утверждения регулятором тарифно-балансового решения, а также проводит оптимизацию затрат посредством разработки и реализации программы управления издержками. В случае неблагоприятного изменения общих показателей инфляции предприятие планирует оптимизировать управление дебиторской задолженностью и затратами, а также уделить особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов.

Риски невыполнения обязательств по вводу в эксплуатацию объектов инвестиций

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет инвестиции в основной капитал в форме капитальных вложений, включающих в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и др. Значительный объем инвестиций ведет к увеличению риска несоблюдения сроков освоения капитальных вложений, утвержденных регулятором при принятии тарифно-балансового решения, как с точки зрения привлечения источников финансирования, так и с точки зрения сроков ввода в эксплуатацию объектов инвестиционного строительства. Основными текущими мероприятиями по управлению данным риском являются: организация своевременной корректировки инвестиционной программы; перераспределение средств, полученных от экономии по результатам конкурсных процедур, на другие объекты инвестиционной программы; контроль своевременности повторного проведения конкурсных процедур по объектам инвестиционной программы, по которым конкурсные процедуры не состоялись; контроль за ходом строительства; контроль соблюдения сроков заключения договоров, сроков проведения закупочных процедур; проведение проверок объемов капитальных вложений, подлежащих исполнению.

В настоящее время вероятность реализации данного риска невелика.

В Обществе отсутствуют инвестиционные вложения, предполагаемый уровень дохода по которым составляет более 10 % от общего объема выручки в год.

Операционные и технологические риски

Негативное влияние на темпы развития электросетевого комплекса может оказать повышение цен на оборудование, материалы и услуги подрядных организаций, используемые Обществом в своей деятельности.

Для минимизации влияния указанных факторов в Компании проводятся мероприятия, направленные на поддержание конкурентной среды в сфере закупок работ и услуг; оптимизация затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство; устранение перекрестных закупок. Кроме того, осуществляется контроль над способом проведения и количеством процедур закупки; разрабатываются типовые технические задания на выполнение проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ, работ по эксплуатационной и ремонтной деятельности; осуществляется контроль соблюдения сроков проведения экспертизы заявок (предложений) участников закупочных процедур.

Значимыми для Компании являются также эксп-луатационные риски, связанные со старением оборудования и износом основных фондов, а также возможностью негативных изменений в отрасли, прямым следствием которых является увеличение количества инцидентов и аварийных ситуаций в электросетевом распределительном комплексе.

Также к указанной группе рисков следует отнести производственные и технические риски, возникающие при эксплуатации оборудования, связанные с возможным переходом на работу в условиях вынужденного (аварийно допустимого) перетока и фактического резкого увеличения нагрузки сверх запланированной на основании заявок потребителей; технические риски, связанные с эксплуатацией оборудования. Они обусловлены такими факторами, как возможная эксплуатация оборудования с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, ошибки оперативного персонала, нарушения диспетчерского графика и дисциплины.

ОАО «Тюменьэнерго» несет риски, связанные с сезонным характером потребления электричес-кой энергии. Пик потребления приходится на осенне-зимний период, в связи с чем у Общества возникают риски перегрузки сетей.

Для снижения влияния операционных и технологических рисков Общество проводит реконструкцию действующих и строительство новых сетевых объектов, техническое перевооружение основных фондов, развитие сетей для повышения возможностей резервирования при системных авариях, а также осуществляет реализацию программы страховой защиты имущества, опасных производственных объектов, транспортных средств, гражданской ответственности.

Комплаенс-риски

Общество осуществляет постоянный мониторинг изменений законодательства и не усматривает в краткосрочной перспективе возможности возникновения в своей финансово-хозяйственной деятельности каких-либо существенных рисков, связанных с изменением налогового и гражданского законодательства.

Вместе с тем, изменения в отраслевом законодательстве, введенные в последние два года, в том числе регулирующие деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и других объектов заявителей, а также деятельность по подготовке, утверждению и отчетности об исполнении инвестиционных программ, создают риски возникновения споров с потребителями, федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также санкций со стороны контролирующих органов.

Риски, связанные с несовершенством законодательства и действующих нормативно-правовых актов, в том числе в области технологического присоединения, преодолеваются таким построением деятельности ОАО «Тюменьэнерго», которое основано на соблюдении и системном применении норм действующего законодательства, прогнозировании правовых рисков, а также путем защиты своих прав и законных интересов в судах и формировании, таким образом, соответствующей правоприменительной судебной практики.

Существующие судебные процессы, в которых участвует ОАО «Тюменьэнерго», не несут каких-либо рисков для его нормальной деятельности и функционирования. Обществом предъявлено 129 исков к контрагентам о взыскании 67,189 млн руб. основного долга и процентов на сумму 2,347 млн руб. за пользование чужими денежными средствами. Предметом большинства предъявленных исков является неоплата услуг по передаче электроэнергии и бездоговорное потребление электроэнергии.

Контрагенты предъявили к ОАО «Тюменьэнерго» 21 иск на общую сумму 1 212,034 млн руб.

В целях обеспечения прозрачности деятельности Компании организована работа по выявлению всей цепочки собственников контрагентов Общества и наличии (отсутствии) аффилированности. Внесены соответствующие изменения в локальные нормативные акты: Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Тюменьэнерго» и Положение об организации договорной работы.