9.2

Основные нормативно-правовые акты

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществляемую ОАО «Тюменьэнерго» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, являются:

  1. Федеральный закон от 17.08.1995147-ФЗ

    «О естественных монополиях» (в ред. от 30.12.2012291-ФЗ, с изм. и доп., внес. Федеральным законом от 28.07.2012132-ФЗ, вступающими в силу с 27.01.2013)

    Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

  2. Федеральный закон от 26.03.200335-ФЗ

    «Об электроэнергетике» (в ред. от 20.04.201483-ФЗ, от 21.07.2014217-ФЗ, от 14.10.2014307-ФЗ, от 29.12.2014466-ФЗ)

    Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе:

    • полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений;
    • основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии;
    • гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией;
    • ответственность сетевых организаций перед потребителями за надежность и качество электрической энергии;
    • ответственность за содержание и эксплуатацию энергетических объектов;
    • согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
  3. Федеральный закон от 26.03.200336-ФЗ

    «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 05.04.201335-ФЗ, от 29.12.2014466-ФЗ)

    Закон устанавливает:

    • дату окончания переходного периода реформирования (1 июля 2008 года);
    • поэтапную либерализацию рынка до 2011 года;
    • контроль Российской Федерацией деятельности территориальных сетевых организаций, являющихся субъектами естественных монополий до 2011 г.;
    • запрет с 1 апреля 2006 года совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
  4. Федеральный закон от 23.11.2009261-ФЗ

    «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в ред. от 04.10.2014291-ФЗ, от 04.11.2014339-ФЗ, от 04.11.2014344-ФЗ, от 29.12.2014466-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2014458-ФЗ)

    Закон:

    • регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
    • устанавливает минимальные требования к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности, составляемым всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями, регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами;
    • устанавливает обязанность по осуществлению энергетических обследований для:
      • органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
      • организаций с участием государства или муниципального образования;
      • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
      • организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
      • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
      • организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
    • вводит в гражданский оборот энергосервисные контракты, по которым исполнители будут повышать энергоэффективность использования энергоресурсов заказчиком;
    • устанавливает обязательный порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
  5. Федеральный закон от 26.07.2006135-ФЗ

    «О защите конкуренции» (в ред. от 04.06.2014143-ФЗ)

    Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

    • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.
  6. Федеральный закон от 25.02.199939-ФЗ

    «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 28.12.2013396-ФЗ)

    Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

  7. Постановление Правительства РФ
    от 04.05.2012 г.442

    «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (в ред. от 10.02.201495, от 31.07.2014750, от 11.08.2014792, от 23.01.201547, от 28.02.2015183, от 28.02.2015184, с изм., внесенными решением ВАС РФ от 21.05.2013 № ВАС-15415/12)

    Постановлением утверждены:

    • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии;
    • Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

    Основные положения функционирования розничных рынков электрическойэнергии устанавливают:

    • правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии;
    • правила деятельности гарантирующих поставщиков;
    • порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков;
    • особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электроэнергии на розничных рынках;
    • основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.

    Основными новеллами 2014 года стали положения об обязанности сетевой организации направлять в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) ) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется (не завершено), копию подписанного с заявителем договора на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств и копии иных документов заявителя, имеющихся у сетевой организации на дату направления, определены перечень указанных документов, а также порядок и сроки действий сетевой организации и гарантирующего поставщика. Определен срок начала исполнения обязательств гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (модности), в случае его заключения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор.

    Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии устанавливают:

    • основания и порядок полного и (или) частичного ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии.
  8. Постановление Правительства РФ
    от 27.12.2004 г.861

    «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (в ред. от 10.02.201495, от 20.02.2014130, от 07.03.2014179, от 11.06.2014542, от 31.07.2014740, от 31.07.2014750)

    Постановлением Правительства утверждены четыре нормативных акта, из которых важнейшими для сетевых организаций являются:

    • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
    • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

    Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Правилами определен порядок заключения и исполнения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности.

    Основными новеллами 2014 года стали:

    • положения Правил об обязательности заключения сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электрической энергии в случае направления заявителем заявления о заключении такого договора в отношении энергопринимающих устройств, которые не имеют технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к объектам электросетевого хозяйства этой сетевой организации, но в отношении которых заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям этой сетевой организации. Определен порядок заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также момент начала его действия;
    • уточнения порядка определения объема услуг по передачи электрической энергии для сетевых организаций и потребителей;
    • уточнения порядка определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии;
    • положения Правил дополнены положениями о порядке определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для территориальных сетевых организаций при применении двухставочного варианта тарифа.

    Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее — энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее — технологическое присоединение), в том числе с применением временной схемы технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

    Основными новеллами 2014 года стали:

    • положения о порядке проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий;
    • положения о порядке восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении;
    • положения о том, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) ) в случае заключения такого договора до завершения процедуры технологического присоединения его энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, имеет право как непосредственно, так и через сетевую организацию предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора. При этом, определен порядок действий, подлежащий исполнению сетевой организацией по передаче копий документов заявителей в адрес соответствующих субъектов розничных рынков, в том числе по окончании процедуры технологического присоединения.

    Также были утверждены формы актов об осуществлении технологического присоединения, разграничения границ балансовой принадлежности, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, осмотра (обследования) электроустановки, акт о выполнении технических условий.

  9. Постановление Правительства РФ
    от 21.01.2004 г.24

    «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (в ред. от 31.08.2013758, от 09.12.20131131, от 17.02.2014116, от 17.02.2014119, от 25.02.2014136, от 28.04.2014381, от 11.06.2014542, от 09.08.2014787, от 23.01.201547, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 16.02.2015132)

    Стандарты устанавливают состав информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также порядок, способы и сроки ее раскрытия.

  10. Постановление Правительства РФ
    от 01.12.2009 г.977

    «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (в ред. от 29.03.2014247, от 16.02.2015132)

    Постановлением утверждены:

    • критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций;
    • Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

    В зависимости от определенных критериев, инвестиционные программы субъектов электроэнергетики утверждаются:

    • Минэнерго РФ;
    • органами власти субъектов РФ.

    Государственный контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, осуществляют Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

  11. Постановление Правительства РФ
    от 29.12.20111178

    «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (в ред. от 17.02.2014117, от 25.02.2014136, от 07.03.2014179, от 02.06.2014505, от 11.06.2014542, от 01.07.2014603, от 31.07.2014750, от 09.08.2014787, от 11.08.2014792, от 16.08.2014820, от 23.08.2014850, от 29.10.20141116, от 03.12.20141305, от 26.12.20141549, от 23.01.201547, от 13.02.2015120, от 19.02.2015139, с изм., внесенными решением ВАС РФ от 02.08.2013 № ВАС-6446/13, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2015132)

    Постановлением утверждаются два документа:

    • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;
    • Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

    В первом документе определяются основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, во втором — основания и порядок установления (пересмотра, применения) таких тарифов.

    В Основах ценообразования также перечисляются виды деятельности, по которым организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет.

  12. Приказ Федеральной службы по тарифам РФ
    от 06.08.200420-э/2

    «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке) » (в ред. от 14.04.2014, с изм. от 16.09.2014), с изм., внесенными Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.10.2013 № ВАС-10864/13, Приказом ФСТ России от 16.09.20141442-э)

    Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

  13. Приказ ФСТ РФ от 11.09.2012209-э/1

    «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (в ред. от 01.08.2014)

    Методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение.

Кроме федеральных нормативно-правовых актов применяются нормативные акты субъектов РФ, в частности регулирующие вопросы предоставления земельных участков и выдачи разрешительной документации в целях осуществления строительства объектов электросетевого хозяйства, а также решения регионального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов — Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО — Югры, ЯНАО:

  • об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Тюменьэнерго» и смежными сетевыми организациями;
  • об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования, формул для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Тюменьэнерго» энергопринимающих устройств заявителей.