2.3. Факторы риска
 
2.3.1. Отраслевые и производственные риски

Основной доход Общество получает от оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению. Тарифы на данные услуги Общества относятся к ценовому сектору, регулируемому государством и устанавливаются решениями федеральных и региональных органов исполнительной власти в области тарифообразования. Поэтому существует определенный риск, связанный с возможностью замораживания или директивного снижения тарифов, либо утверждения тарифов, не компенсирующих экономически обоснованные затраты Общества.

Наиболее важным механизмом, используемым ОАО «Тюменьэнерго» для снижения рисков, связанных с изменением тарифной политики, является системная и качественная работа по подготовке материалов, направляемых в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа для установления тарифов на уровне, обеспечивающем максимальный экономический результат и стабильное финансовое состояние Общества.
Эксплуатационные риски – это риски, связанные со старением оборудования и износом основных фондов, а также возможностью негативных изменений в отрасли (возникновение аварийных ситуаций, перебои в производстве электроэнергии и снижение мощности генерирующих станций)

Также к указанной группе рисков следует отнести производственные и технические риски при эксплуатации оборудования, связанные с возможным переходом на работу в условиях вынужденного (аварийно допустимого) перетока и фактического резкого увеличения нагрузки сверх запланированной.

Действия ОАО «Тюменьэнерго» по снижению влияния производственных рисков:

  • реконструкция действующих и строительство новых сетевых объектов;
  • техническое перевооружение основных фондов;
  • развитие сетей для повышения возможностей резервирования при системных авариях;
  • коммерческое страхование имущества, опасных производственных объектов, транспортных средств, гражданской ответственности, страхование персонала от несчастных случаев и болезней, а также медицинское страхование.

Риски, связанные с возможным повышением цен на материально-технические ресурсы и услуги, используемые Компанией в своей деятельности

Действия ОАО «Тюменьэнерго» по снижению влияния указанных рисков:

  • создание конкурентной среды в сфере закупок;
  • оптимизация затрат на ремонтно-эксплуатацион­ные нужды и капитальное строительство;
  • перераспределение ресурсов в рамках ремонтных и инвестиционных программ.

 
2.3.2. Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионах, в которых Компания зарегистрирована в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность

ОАО «Тюменьэнерго» зарегистрировано в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, (в г. Сургуте Тюменской области – по месту нахождения Общества, и в Москве – в качестве крупного налогоплательщика). Общество осуществляет свою деятельность только на территории трех субъектов Российской Федерации (Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
 
Страновые риски
В случае реализации негативного сценария развития общестранового экономического кризиса ОАО «Тюменьэнерго» может столкнуться со снижением спроса на электроэнергию со стороны промышленных потребителей и увеличением вероятности неплатежей за уже поставленную электроэнергию. Такое развитие событий может привести к ухудшению финансового состояния Компании и замедлению темпов роста доходной базы.
 
Региональные риски

Порядка 80 % потребляемой в регионе электро­энергии приходится на нефтегазовый комплекс. Падение цен на энергоносители на мировом рынке может негативно повлиять на динамику нефтедобычи в регионе и спровоцировать снижение объема энергопотреб­ления.

Также в указанную группу рисков следует отнести:

  • риски, связанные с географическими особенностями и повышенной опасностью возникновения аварий на энергоустановках в региональных климатических условиях (ураганный ветер, сильный снегопад, гололед, низкие температуры воздуха –50°С и ниже и др.);
  • риски, связанные с возможной политической нестабильностью в стране и регионе, что оказывает существенное влияние на рейтинг инвестиционной привлекательности страны в целом. В настоящее время политическая ситуация стабильна и вероятность возникновения данного риска минимальна.

 
2.3.3. Финансовые риски
 
Риски изменения процентных ставок по привлечению заемных средств

В настоящее время отмечается общая тенденция к стабилизации процентных ставок на рынке заемного капитала – в течение 2009 года Банк России неоднократно снижал ставку рефинансирования (учетную ставку), которая косвенно воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. Так по состоянию на конец 2009 г. ставка рефинансирования составила 8,75 % годовых. В 2010 году замедление темпов инфляции позволило Центральному Банку Российской Федерации продолжить политику по снижению учетной ставки и по состоянию на 30.04.2010 г. ее значение установлено в размере 8,0 % годовых.

В связи с тем, что финансирование деятельности ОАО «Тюмень­энерго» осуществляется за счет собственных и заемных средств, риск изменения процентных ставок оценивается как возможный. Но, учитывая тот факт, что доля заемного капитала составляет менее 30 % валюты баланса Компании, влияние данного риска не является критическим для ее деятельности.

Подверженность Компании риску изменения процентных ставок по процентным обязательствам обусловлена также тем, что в настоящее время в обращении находится второй выпуск документарных процентных неконвертируемых облигаций ОАО «Тюмень­энерго», размещение которых состоялось на ФБ ММВБ в апреле 2007 г. (срок обращения 5 лет). Следует отметить, что ставка 1–6 купона по облигациям ОАО «Тюмень­энерго» является фиксированной и равна 7,7 % годовых. По выпуску предусмотрена трехлетняя оферта в апреле 2010 г., после наступления которой, ставку купона определяет Общество. Данное условие снижает воздействие риска изменения процентных ставок на деятельность Компании и позволяет оперативно реагировать на поведение рынка процентных обязательств. Так, перед офертой по своим облигациям ОАО «Тюмень­энерго» установило ставку по 7-му и последующим купонам в размере 8,7 % годовых. Данный уровень ставки купонного дохода является конкурентоспособным на рынке корпоративных облигаций и соответствует интересам инвесторов. При прохождении оферты облигационный займ ОАО «Тюмень­энерго» остался в обращении в полном объеме.

Изменение ставок по кредитам, ранее привлеченным и планируемым к привлечению Обществом, зависит от изменения ситуации на мировом кредитном рынке. Управление данным видом риска состоит в мониторинге рынка заемного капитала и поиске альтернативных источников заимствования.
 
Риски изменения курса иностранных валют

Общество реализует услуги по передаче электроэнергии и присоединению потребителей к электрическим сетям на внутреннем рынке Российской Федерации с осуществлением расчетов в рублях. В среднесрочной перспективе ОАО «Тюменьэнерго» не планирует осуществлять деятельность на внешнем рынке. Все обязательства Общества выражены в рублях. Таким образом, влияние риска изменения курса обмена иностранных валют оценивается как незначительное и не отразится на финансовом состоянии Общест­ва.

В случае негативного влияния изменения валютного курса Общество планирует провести анализ рисков и принять соответствующие решения в каждом конкретном случае.
 
Инфляционные риски

Уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Рост инфляции в РФ может привести к общему росту процентных ставок, в том числе и по рублевым облигациям, что может потребовать от Компании увеличения ставок по уже выпущенным ценным бумагам.

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может быть выражено следующими рисками:

  • риск потерь, связанный с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;
  • риск увеличения процентов к уплате по заемным ресурсам;
  • риск увеличения себестоимости услуг из-за увеличения цены на энергоносители, транспортные услуги, заработной платы и т.п.;
  • риск уменьшения реальной стоимости средств по инвестиционной программе.

Учитывая снижение темпов инфляции в 2009 г. и в начале 2010 г., влияние инфляционных рисков на деятельность Общества может быть оценено как умеренное.

Влияние инфляции учитывается при финансовом планировании Общества.

При увеличении темпов инфляции Компания примет меры по повышению оборачиваемости оборотных средств за счет изменения договорных отношений с потребителями.
 
2.3.4. Правовые риски

Состояние действующего в настоящее время законодательства, в том числе законодательства в области электроэнергетики, не создает существенных рисков для деятельности ОАО «Тюменьэнерго».

Вместе с тем изменения, внесенные в 2009 г. в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и других объектов заявителей, создают риски возникновения споров с заявителями и контролирующими органами.

Риски, связанные с несовершенством законодательства и действующих нормативно-правовых актов, в том числе в области технологического присоединения, преодолеваются таким построением деятельности ОАО «Тюменьэнерго», которое основано на соблюдении и системном применении норм действующего законодательства, прогнозировании правовых рисков, постоянном повышении роли правовой службы в деятельности Общества, а также путем защиты своих прав и законных интересов в судах и формировании, таким образом, соответствующей правоприменительной судебной практики.

Существующие судебные процессы, в которых участвует ОАО «Тюменьэнерго», не несут каких-либо рисков для его нормальной деятельности и функционирования.
 
2.3.5. Управление рисками

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет централизованную политику в области управления рисками. Основной задачей этой политики является определение всех существенных для Общества факторов риска, которые потенциально могут оказать негативное влияние на нормальную деятельность Общества, и формирование системных подходов к предотвращению или максимальному снижению влияния этих рисков на деятельность Общества. Основные управленческие механизмы, используемые Обществом в сфере управления рисками:

  • избежание;
  • страхование;
  • резервирование;
  • диверсификация;
  • ограничение (лимитирование).

В связи с общим финансовым кризисом и в целях уменьшения потенциального негативного влияния на деятельность Общества нестабильности внешней среды, для повышения эффективности и оперативности реагирования на возникающие риски, а также для более качественной подготовки управленческих решений в этой сфере был создан постоянно действующий Комитет по управлению рисками (Приказ от 27.11.2008 г. № 404).

 

После анализа всех существенных для Общества факторов рисков был утвержден «План мероприятий по снижению рисков для Тюменьэнерго в период внешней финансово-экономической нестабильности» на основе различных сценарных условий развития региональной экономики.


 

С целью осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятель­ностью Общества, обеспечения наблюдения за соответствием совершаемых филиалами ОАО «Тюменьэнерго» финансово-хозяйственных операций законодательству РФ и локальным нормативным актам, а также совер-шенствования управления финансовой, экономической, производст­венно-тех­нической, инвестиционной и кадровой политикой Общества в ОАО «Тюменьэнерго» создана служба внутреннего аудита.

Основные задачи службы внутреннего аудита:
  • оценка эффективности и результативности произ­водственно-хозяйственной и финансовой деятельности филиалов Общества;
  • проверка соблюдения требований, указаний при осуществлении филиалами Общества производствен­но-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • проверка соблюдения требований действующего законодательства, приказов, указаний и иных внутренних локальных актов Общества при осуществлении филиалами ОАО «Тюменьэнерго» про­изводственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • осуществление специальных расследований совместно со службой экономической безопасности и режима;
  • выявление возможностей возникновения и предотвращение рисков (финансовых, налоговых, правовых и т.д.) и финансовых потерь для ОАО «Тюмень­энерго»;
  • обеспечение генерального директора ОАО «Тю­мень­энерго» независимой информацией о состоянии производственно-хозяйственной и финансовой деятельности филиалов Общества для использования в принятии руководством управленческих решений.
Функции службы внутреннего аудита:
  • планирование и организация аудиторских проверок в филиалах, как тематических по отдельным направлениям деятельности, так и комплексных проверок;
  • составление программ аудиторских проверок. Объективность в изложении материалов, принятии решений и выполнении требований, направленных на устранение выявленных недостатков. Информирование руководства Общества о сути проведенных проверок и их результатах;
  • организация внеплановых аудиторских проверок филиалов Общества;
  • проверка соблюдения филиалами Общества нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; нормативных правовых актов Министерства промышленности РФ, ОАО «Холдинг МРСК», отраслевых стандартов, приказов, указаний и других локальных нормативных актов ОАО «Тюменьэнерго»;
  • обобщение и анализ результатов проведенного внутреннего аудита, распространение опыта, полученного в ходе данных проверок, во всех филиалах Общества.
Организация деятельности службы внутреннего аудита

В 2009 году служба внутреннего аудита осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением о службе внутреннего аудита, утвержденным Приказом от 04.06.2007 г. № 10/07-52 и Положением об организации проведения ревизий и проверок в ОАО «Тюменьэнерго», утвержденным Приказом от 09.11.2007 г. № 316.

Служба внутреннего аудита подчиняется заместителю генерального директора по безопасности и контроллингу ОАО «Тюменьэнерго».

Работа по развитию системы внутреннего контроля

В 2009 году служба внутреннего аудита осуществляла свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями исполнительной дирекции путем привлечения специалистов по направлениям из курирующих служб и отделов.
 
 

В 2010 году для повышения эффективности работы структурного подразделения планируется произвести перевод специалис­тов из подразделений Компании по направлениям: «Строительство и ремонт», «Юриспруденция» в службу внутреннего аудита.